Залив квартиры с крыши

22 Декабря 2017 / Залив

Многие жители последних этажей на себе ощутили последствия залива квартира из-за протекающей кровли. Результат будет особенно печальным, если не предпринимать никаких действий: влага воздействует на стены и потолок, может стать причиной появления плесени и образования грибка. В конце концов, может пострадать всё имущество. Что делать, если заливает квартиру с крыши? Эксперты Хонеста отвечают.


Залив квартиры с крыши

Кто отвечает за восстановление крыши в многоквартирном доме

От формы управления зданием зависит, кто отвечает за находящееся в нем имущество. Чаще всего владельцы квартир подписывают соглашение с организациями, иногда создаются товарищества владельцев жилья, которые без помощи третьих лиц занимаются обслуживанием дома и обеспечением его коммунальными ресурсами.

Постановление правительства №354 в ч. XVI, п. 149б определяет, что при аварии на общедомовом имуществе, за которое никто из владельцев жилых помещений не несет ответственности, она возлагается на исполнителя комуслуг. Именно он должен компенсировать ущерб, который был причинен здоровью, жизни либо имуществу потребителей при нарушении качества предоставления услуг. Исполнителем в этом случае выступает управляющая компания либо товарищество собственников жилья.



Считается ли крыша общим имуществом?

Постановление правительства №491 в ч. I, п. 2б устанавливает, что крыша является общим имуществом. Как видно, действующее законодательство определяет, что ответственность за ее обслуживание возложено на УК, заключившую с жильцами соглашение. Эта организация должна следить, чтобы не протекала кровля и имущество жильцов не пострадало.

Если же управляющая компания не выполнила своевременно ремонт крыши, она должна ее починить, а также компенсировать причиненный ущерб.



Что делать при протечке крыши и затоплении квартиры?

В Постановлении правительства России №354 в ч. XVI, п. 152 говорится, что, если исполнитель виноват в нанесении ущерба жильцам либо имуществу потребителя, тогда он обязан его возместить. Факт причинения вреда должен подтверждаться документально. Для этой цели составляется акт о затоплении, в котором подробно описывается полученный ущерб. Документ следует заполнить представителям УК при потерпевшем. Они должны прийти после поступления от жильца соответствующего обращения.

При обнаружении протечки крыши в соответствии с действующим законодательством необходимо сразу же обратиться в аварийную службу своей УК. Важно удостовериться, что сделанное обращение будет зафиксировано в соответствующем журнале. Нужно сообщить свою фамилию и инициалы, адрес проживания и описать проблему. Попросите диспетчера озвучить номер обращения, который он указал в журнале, время регистрации и сведения лице, которое его приняло. Эту информацию следует записать.

На следующем этапе необходимо написать заявление в УК о протечке крыши; образец заявления не требуется, поскольку документ составляется в свободной форме: ФИО, адрес, описание проблемы, дата и подпись. В нём нужно потребовать организовать проверку и составить акт проверки и акт обнаруженных дефектов, устранить нарушения и произвести ремонт кровли с целью прекращения течи. Законодательство оставляет УК три дня на выполнение действий. Заявление следует составить в двух экземплярах, на своём следует проставить входящий номер, печать и подпись компании, а также дату принятия. Это подтвердит официальное обращение. Лучше всего всё общение с УК вести в письменном виде и хранить переписку.

Заявление в УК можно направить почтой. В таком случае нужно использовать заказное письмо с уведомлением о вручении. В него следует вложить пакет документов и их опись.

После получения УК заявления о протечке крыши вы в течение трех дней должны получить ответ. Например, с вами могут связаться по телефону. Обычно представитель организации звонит и оговаривает время приезда и осмотра жилища.

Самое главное на этом этапе – получить акт об обнаруженных дефектах. Под ним должна стоять подпись представителя УК и пострадавшего жильца. Один его экземпляр оставьте у себя. Другой важный документ – акт о причинении ущерба. При заливе квартиры с крыши нужно, чтобы в документе отражалось всё пострадавшее имущество: поверхности, мебель, одежда и так далее. Нередко представители управляющих компаний отказываются вносить в акт определённые вещи, их следует описать на другом листе, а перед проставлением подписи на документе описать свои возражения. Это будет крайне важно во время судебного разбирательства.

Если говорить о восстановлении квартиры, то некоторые следы от залива нередко проявляются через несколько дней. Поэтому лучше не спешить с проведением независимой экспертизы. Главное при этом, чтобы в наличии было два подписанных УК акта.



Следующие шаги после получения акта о затоплении

Если на заявление по протечке крыши управляющая компания согласилась заполнить два акта, этого недостаточно, чтобы обращаться в суд. После инцидента нужно подождать несколько дней. За это время проявятся все последствия аварии. Даже если акт уже был составлен до этого, можно пригласить представителей УК, чтобы они дополнили документ.

Чтобы обосновать сумму возмещения ущерба необходимо провести независимую экспертизу. Чтобы заказать оценку ущерба в Хонест необходимо позвонить нашим менеджерам и записаться на осмотр за три рабочих дня, поскольку потребуется уведомить виновную сторону о проведении экспертизы. Мы подскажем, как это сделать. Уведомление виновной стороны позволит избежать вопросов при судебном разбирательстве, если до этого, конечно, дойдет.

Осмотр в среднем занимает не больше 30 минут, за это время специалист составляет с вами договор, производит осмотр повреждений после залива квартиры с крыши и делает необходимые фотографии.

Сам отчет подготавливается в течение 3-5 рабочих дней. В него входит как стоимость необходимых материалов, так и расходы на проведение ремонтных работ. В результате вы получаете пакет документов, которых достаточно для спора в любой инстанции.



Досудебное урегулирование спора

Перед непосредственным обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора. Он предполагает направление управляющей компании претензию, которая составляется в свободной форме. В ней подробно описывается происшедшее и требуемые от УК действия с конкретными датами. К претензии нужно приложить копии подтверждающей документации: акт об обнаруженных недостатках и акт о причиненном ущербе; требования, в конце проставляется дата и подпись. Претензия также составляется в двух экземплярах, к ней следует приложить опись направляемых документов.

В управляющую компанию подается претензия, отчёт и оба акта. На экземпляре, который остается у вас, должна стоять подпись сотрудника УК, дата принятия, печать и входящий номер. После получения документа нужно подождать десять дней. Претензию можно занести лично в организацию либо отправить по почте с уведомлением о получении.

Если произошла протечка крыши, а УК отказывается выполнять свои обязанности даже при подаче претензии, тогда можно обратиться в суд. Для этого нужно составить иск с описанием всего происшедшего (аналогично претензии), приложить копии актов, отчет об экспертизе, претензию с отметками о вручении. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ статьей 333.36 оплачивать госпошлину не требуется.



Возмещение ущерба

Существует 2 варианта возмещения ущерба: лёгкий путь – через УК, сложный – через судебное разбирательство.

Если УК хочет мирно решить вопрос, тогда в первую очередь необходимо вызвать комиссию и составить все необходимые документы и рассчитать приблизительную смету на выполнение работ. Общую сумму следует сообщить виновнику аварии.

Когда управляющая компания согласна возместить ущерб, тогда такое решение следует зафиксировать. Для этого нужно составить договор о возмещении ущерба, причинённого протечкой крыши. Соглашение должно быть нотариально заверено. В жизни бывает крайне редко, когда управляющая компания готова не только возместить ущерб, но даже сделать это в том размере, который требует владелец квартиры. Если же организация полностью не согласна, без обращения в суд решить дело вряд ли удастся.



Практические рекомендации

Обратите внимание, бывают ситуации, когда УК готова устранить протечку крыши, но не готова компенсировать ущерб. Особенно это актуально для так называемый бюджетных УК. Хуже, когда у компании нет денег даже для того, чтобы починить крышу.

В обоих случаях необходимо обращаться в суд. Однако даже здесь крайне важно соблюсти досудебный порядок, поскольку по закону «О защите прав потребителя» вы вправе получить 50% компенсацию от суммы ущерба, определенной судом. Это штраф, который накладывается на организацию за отказ выполнятть законные требования потребителей в досудебной порядке. Однако нет досудебной претензии — нет штрафа.

Часто собственники и съемщики жилья сами виноваты, что жилищные службы не решают появившиеся проблемы. Некоторые россияне боятся или не хотят заниматься бумажными процессами. Поэтому они игнорируют проблемы, а когда это делать больше не удаётся, самостоятельно пытаются ликвидировать протечку крыши. В результате УК и дальше продолжает халатно относиться к собственным обязанностям.

Не бойтесь отстаивать свои права.

Позвоните в Хонест, наши эксперты разберутся в вашей ситуации и подскажут, как решить вашу ситуацию. Более того, вместе с экспертизой вы получите бланк досудебной претензии, наши менеджеры помогут ее заполнить, это бесплатно. При необходимости вы также сможете заказать у нас судебное сопровождение спора. Все расходы на экспертизу и юридическую поддержку считаются судебными издержками и взыскиваются с виновной стороны. Соответственно, в конечном итоге наши услуги бесплатны для пострадавшей стороны.

Офис «Хонест»

Фактический адрес:
Рязанский проспект
109456, г. Москва, Рязанский проспект, д. 75, корп. 4, 2-я башня, 1-й этаж
Телефон/факс:+7 (495) 995-82-92
E-mail:welcome@damages.ru
Время работы:
пн–пт9:00–20:00
сб10:00–14:00
всвыходной