Автоэкспертиза: коробка передач

5 Ноября 2013 / Байки эксперта

Опытный водитель обратился в тех.центр по поводу гарантийного ремонта своего автомобиля. Однако, ему отказали в бесплатном ремонте. Человек обратился в суд с иском на автосервис. Суд поручил нам судебную экспертизу.

Если вы любите инженерное дело и автомобили, попробуйте ответить на вопросы суда в комментариях к этой статье.

Судом были поставлены следующие вопросы:

1. Имеются ли недостатки, дефекты в коробке переключения передач в автомобиле FIAT Ducato 2012 года выпуска?

2. Если недостатки, дефекты имеют место, то какова причина возникших недостатков, дефектов?

3. Установленные недостатки, дефекты носят производственный характер (в чём конкретно они заключаются), или явились следствием неправильной эксплуатации?

4. Соответствуют ли детали КПП, материалы из которых они изготовлены нормам изготовления и условиям изготовления для данных деталей?

5. Какое моделирование ситуаций нужно было провести в механизме коробки передач для выяснения причины возникновения дефектов?

 

Осмотр

 

Автомобиль марки FIAT Ducato находится на подъёмнике в поднятом положении


Передние колёса и коробка передач демонтированы с автомобиля

В связи с тем, что автомобиль поднят на подъёмнике (опустить автомобиль невозможно, поскольку двигатель поддерживается технологической опорой), определить идентификационный номер (VIN) и пробег автомобиля не представлялось возможным. На момент осмотра документы на автомобиль отсутствовали.

Также для осмотра сотрудниками техцентра была представлена коробка перемены передач, находящаяся в опечатанной картонной упаковке:


Экспертом не проводилось установление принадлежности представленной на исследование коробки передач к автомобилю FIAT Ducato, 2012 года.

Исследование по поставленным вопросам

Представленная на исследование коробка перемены передач (КПП) находится в собранном состоянии. Следов механических повреждений не зафиксировано. Первичный вал проворачивается без заеданий на всех передачах. На корпусе отсутствуют следы эксплуатации в виде пыли и замасливания

Для исследования деталей КПП были демонтированы крышка и картер:

В процессе разборки КПП было выявлено следующее:

-крепёжные элементы не затянуты соответствующими моментами,

 -применяемый при сборке коробки герметик не склеивает уплотняемые поверхности,

-в КПП отсутствует масло,

-на внутренней поверхности и деталях отсутствует масляная плёнка.

Установленные признаки свидетельствуют о том, что на исследование представлена КПП, которая ранее подвергалась разборке.

Исследование деталей КПП выявило наличие:

Повреждения зубьев паразитной шестерни

Повреждения зубьев зубчатого венца муфты включения первой и второй передачи

Результаты исследования

В результате проведённого исследования установлено, что в предоставленной на исследование коробке перемены передач имеются следующие недостатки, дефекты:

-повреждения зубьев паразитной шестерни,

-повреждения зубьев зубчатого венца муфты включения первой и второй передачи.

Характер повреждения зубьев паразитной шестерни и зубьев зубчатого венца муфты включения первой и второй передачи, а также их взаимное расположение свидетельствуют о возможном контакте зубьев друг с другом:

Во время эксплуатации КПП контакт повреждённых зубьев происходит в момент включения задней передачи, когда паразитная шестерня и зубчатый венец входят в зацепление друг с другом.

Включение задней передачи осуществляется перемещением паразитной шестерни из положения нейтральной передачи по оси вращения (вверх), в результате чего паразитная шестерня входит в зацепление с зубчатым венцом муфты включения первой и второй передачи

Кроме выявленных повреждений, на зубьях паразитной шестерни хорошо просматривается деформация поверхности, вызванная взаимодействием с зубом зубчатого венца муфты включения первой и второй передачи. Такая деформация называется контактным следом. Выявленный контактный след занимает около ¼ ширины зуба, что свидетельствует о неполном зацеплении зубчатой пары

:

 

Исследование контактных следов оставленных на зубьях паразитной шестерни показало, что глубина деформации поверхности зубьев не одинакова. Она увеличивается при движении против часовой стрелки, от еле заметного следа на первом зубе, до максимального значения на пятом зубе. Разрушение шести остальных зубьев является результатом деформации:

 

 

 

 

Сама деформация поверхности зуба вызвана высокими контактными напряжениями.

Контактное напряжение: δ=F/А

F — суммарная нормальная сила.

А – номинальная площадь поверхности контакта.

Появление деформации на поверхности свидетельствует о том, что контактные напряжения превысили допустимое значение для данного материала. Причиной деформации является либо слишком большое значение суммарной силы действующей в зоне контакта, либо слишком маленькая площадь поверхности контакта.

Увеличение глубины деформации на каждом последующем зубе говорит об увеличении контактного напряжения в каждом последующем входящем в зацепление зубе.

Частичное разрушение зубьев вызвано контактными напряжениями превосходящими предел прочности материала. При этом на шестерни действуют допустимые нагрузки, об этом свидетельствует отсутствие деформаций на поверхности зубьев шестерни заднего хода первичного вала, которая находится в постоянном зацеплении с паразитной шестерней (в зацеплении находится вся ширина зуба):

 

Моделирование включения первой передачи осуществляется смещением (вниз) муфты первой и второй передачи. Для включения задней передачи необходимо попробовать сместить (вверх) паразитную шестерню до зацепления с зубчатым венцом:

 

Дополнительные фотоматериалы

Размещайте свои ответы на вопросы в комментариях. Завтра, примерно в это же время, на сайте и в нашей группе вконтакте будет дан ответ на эту экспертизу-загадку.

Офис «Хонест»

Фактический адрес:
Рязанский проспект
109456, г. Москва, Рязанский проспект, д. 75, корп. 4, 2-я башня, 1-й этаж
Телефон/факс:+7 (495) 995-82-92
E-mail:welcome@damages.ru
Время работы:
пн–пт9:00–20:00
сб10:00–14:00
всвыходной